30 сентября 2022

Ростехнадзор не готов поддержать бизнес в условиях санкций, уверены в РСПП

Представители Российского союза промышленников и предпринимателей выступили против последних изменений в проект поправок к Федеральному закону № 116 «О промышленной безопасности», подготовленных Ростехнадзором. Структуры заняли полярные позиции в вопросах, касающихся экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), а также административной нагрузки на предприятия в рамках проведения проверок. 21 апреля 2022 года в режиме онлайн-конференции состоялось совместное заседание Комитета РСПП по промышленной безопасности при участии Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу, на котором также присутствовали представители Ростехнадзора. 

Одно из наиболее спорных изменений в законопроекте касается однозначного заключения экспертизы промышленной безопасности, на котором настаивает Ростехнадзор. Ведомство ссылается на поручение Президента по итогам совещания 2 декабря 2021 года о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Ведомство предлагает редакцию документа, согласно которой, продление срока эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО будет возможно только после получения положительного заключения экспертизы. Планируется отменить возможность выдачи «условно положительного» заключения, которое позволяет эксплуатировать объект при выполнении ряда компенсирующих мероприятий. 

Представители бизнеса считают, что подобные новации, особенно с учетом введенных против России санкций, могут привести к серьезным затруднениям для промышленных предприятий. «Мы остановим промышленность <…> Не только для бизнеса, но и для экономики страны это будет большой удар», - заявил Зампредседателя Комитета РСПП по промышленной безопасности Олег Николаенко. Он также обратил внимание на новые препятствия в работе, с которыми столкнулся бизнес из-за западных санкций. 

«Мы рассматривали вместе с комитетом по промышленной безопасности текст законопроекта и то заключение, которое мы готовили в рамках процедуры и позиции, которые обсуждались на площадках, в том числе в Минэнерго России с участием экспертов и членов комиссии, они полностью совпадают с позицией Комитета по промышленной безопасности РСПП. Действительно, риски существуют и предприятия в сфере горно-металлургической, горнохимической и угольной промышленности - все говорят, что есть проблема остановки бизнеса из-за того, что эксперты будут «страховаться». Когда малейшее несоответствие будет приводить к остановке. Этот риск, действительно, существует. Поэтому просим также учесть и нашу позицию, здесь необходимо искать какой-то компромисс», - сказал ответственный секретарь комиссии и советник генерального директора АО «Сибирская угольная энергетическая компания» Довгялло Максим Валерьевич. 

Ростехнадзор, в свою очередь, заявляет, что на долю «условно положительных» заключений сегодня приходится порядка 17 % от общего числа, а отрицательных около 1 %. По словам статс-секретаря-заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Демина, при оставлении промежуточного варианта заключений экспертизы, оно «должно сверху накрывается» предписанием ведомства: «при сдаче в реестр такого заключения должно выдаваться наше предписание с каким-то разумным сроком исполнения и с последующим контролем, а также соответствующими мерами воздействия, если это предписание не выполнено. Может быть, стоит пойти по этому пути, но мне кажется он более тернистый и точно не проще чем то, что предложено в поправках». «А по поводу того, что сейчас сложная экономическая ситуация и так далее: принимаются соответствующие меры Правительства совместно с Президентом, они все по сроку фиксируются текущим годом. Как будет дальше ситуация развиваться пока не ясно, но наш законопроект вступает в силу с 1 сентября  2023 года, то есть за реализацией тех мер поддержки, которые сейчас применяются», - добавил он. 

Однако в РСПП считают, что с учетом проверок на ОПО, запрет на продление эксплуатации объектов без положительного заключения крайне негативно скажется на положении крупных представителей промышленности. «Это окажет безумно тяжелое влияние на бизнес и с учетом второй проблемы, по поводу проверок. Проверки Ростехнадзора для объектов 1 и 2 класса опасности не отменены. Как была проверочная нагрузка, она так и осталась. Поэтому мы, честно говоря, не видим положительного эффекта от тех мер поддержки бизнеса, которые подключали с точки зрения промышленно безопасности. Но мы услышали позицию по экспертизе и остались на полярных областях, будем думать что дальше по этом поводу делать», - заключил Олег Николаенко. Так же было отмечено увеличение количества инспекторов Ростехнадзора при проведении проверок. В ведомстве это объяснили уменьшением сроков проверок: « Это связано с более сжатыми сроками и увеличенным количеством документации, которую необходимо оформить по результатом проверки. Административная нагрузка возросла на всех, а не только на бизнес».

«Мы в свое время очень хорошо проработали, так называемый большой закон, там было много полезных вещей и самое главное, они все предлагались в системе. Был системный подход к изменениям, а законопроект, о котором мы сейчас говорим был более точечным. Потом после первого чтения на него навесили дополнительные вещи кусочками и то, что мы рассматривали в системе уже не было учтено. Мы направили замечания, в которых более подробно указано, почему мы предлагаем отложить принятие этого законопроекта. Зачем внедрять то, что заранее вызывает большое возмущение и бизнес не понимает, каким образом это увеличит безопасность. Ростехнадзор стоит на своей точке зрения, РСПП стоит на своей», подытожил Николаенко. Однако, в Ростехнадзоре предлагают не рассматривать перенос самого закона, а предлагают обсуждать лишь сроки вступления его силу.