ООО НЦЭ „БелЭкс“

Опасные производственные объекты

   Риск – ориентированный подход в системе работы по контролю и надзору за опасными производственными объектами (ОПО).

( По материалам журнала «Безопасность труда в промышленности»)

   Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» (ОПО), в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества, объекты подразделяются на 4 класса опасности:

— I класс опасности – объекты чрезвычайно высокой опасности;

— II класс опасности  — объекты высокой опасности;

— III класс опасности – объекты средней опасности;

— IV класс опасности – объекты низкой опасности.

   По состоянию на 01.01.2018г в Российской Федерации насчитывается 172 тыс. опасных производственных объектов (ОПО), около 2 млн объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС), более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1500 радиационно-опасных предприятий.

   Согласно требованиям закона №116 ФЗ ОПО предприятий подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. В настоящее время в государственном реестре ОПО зарегистрировано около 2 тыс. ОПО I класса опасности, 10 тыс. ОПО II класса опасности и более 160 тыс. ОПО III и IV классов опасности.

   В целом, уровень аварийности и травматизма со смертельным исходом на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, с 2010 по 2017г. показатели аварийности снизились более чем на 40% (с 368 до 220), а травматизма – на 55% (с 464 до 210).

   Вместе с тем, существующая ситуация в области промышленной безопасности требует от Ростехнадзора не останавливаться на достигнутом и развивать инструментарий риск-ориентированного подхода в своей надзорной деятельности.

   Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход.

   В свете этого требования Ростехнадзор явился одним из первых контрольно-надзорных органов, деятельность которого регламентируется с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014г. уже применяется в области промышленной безопасности. Риск-ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за пять лет сократить число плановых проверок более чем в 4 раза, что дало возможность сосредоточить внимание на более сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба безопасности.

   Статьей 16 закона №116-ФЗ установлена следующая периодичность плановых проверок органами Ростехнадзора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО:

— в отношении ОПО I и II класса опасности – не чаще чем один раз в течение одного года;

— в отношении ОПО III класса опасности – не чаще чем один раз в течение трех лет;

— в отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

   Кроме того, на ОПО I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора.  Таким образом, именно от класса опасности, который определяется исходя из уровня потенциальной опасности аварий, зависит частота проверок Ростехнадзора. При этом в федеральном законе №116-ФЗ нет основополагающего определения – уровень потенциальной опасности.

   Согласно определению, зафиксированному в Методических указаниях по проведению анализа риска ОПО, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001г. №30,  под «опасностью аварий» понимается «угроза, возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие аварии на опасном производственном объекте». Опасности аварий на ОПО связаны с возможностью разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрывом и (или) выбросом опасных веществ с последующим причинением ущерба человеку, имуществу и нанесением вреда окружающей среде.

   В настоящее время эти методические указания отменены в связи с вступлением в силу приказа Ростехнадзора от 13.05.2015г. №188 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО», в которых термин «уровень потенциальной опасности» не используется.  

   В новейшем законодательстве Российской Федерации в области промышленной безопасности на смену термину «потенциальная опасность аварий» пришел термин «риск аварии». Классическая формула риска включает в себя произведение вероятности наступления какого-либо события на ущерб (другими словами, последствия, которые могут наступить в связи с этим событием).

   С 2013г. в части федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на законодательном уровне закреплена частичная модель риск-ориентированного надзора. Частичная, так как при классификации ОПО учитываются только последствия наступления аварии, а не совокупность последствий и вероятности наступления аварии. Последствия наступления аварии на ОПО I класса могут выйти за пределы производственной площадки, при этом на технически сложных и крупных производствах наносится более существенный и экономический и социальный ущерб, чем при возникновении аварий на ОПО III-IV классов опасности.

   Еще такую модель риск-ориентированного подхода называют статической по следующим причинам:

— классы опасности ОПО определяет эксплуатирующая организация на основании их идентификации при проведении регистрации объектов в государственном реестре; при отсутствии каких-либо изменений в количестве опасных веществ, технических устройств или технологических процессов класс опасности не изменяется на протяжении всего жизненного цикла ОПО;

— классы опасности присваиваются эксплуатирующей организацией на основании критериев, установленных в 116-ФЗ: количество опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО; давление; тип используемых технических устройств; вид осуществляемой деятельности. Такие факторы, как износ оборудования; соблюдение и выполнение предписаний, выданных по результатам контрольно-надзорных мероприятий; квалификация персонала, эксплуатирующего технические устройства на ОПО; уровень автоматизации технологических процессов, а также множество других факторов, ежечасно оказывающих влияние на промышленную безопасность, не влияют на класс опасности ОПО. Динамические характеристики осуществления производственного процесса не учитываются.

   Созданная Розтехнадзором в апреле 2015г. рабочая группа, в которую вошли представители страхового сообщества, крупных эксплуатирующих организаций, а также работники центрального аппарата Ростехнадзора, приступили к разработке первого проекта Методики оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности (далее-Методика).

  До утверждения Методики ее проект прошел обсуждение в подразделениях Ростехнадзора, а также на площадке его Научно-технического совета, где получил одобрение. Кроме того, Методика в пилотном режиме апробирована в Северо-Западном и Нижне-Волжском территориальных управлениях Ростехнадзора. По результатам пилотного проекта, обсуждений на заседаниях Научно-технического совета Ростехнадзора Методика была доработана и в декабре 2016г. утверждена ведомственным приказом Ростехнадзора.

   Эта Методика, утвержденная приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2016г. №549, включая ее последующие редакции, носит обязательный характер для инспекторского состава Ростехнадзора и в настоящее время является единственным инструментом, который позволяет инспектору с использованием информации, имеющейся в КСИ Ростехнадзора, а также в надзорном деле организации, рассчитать риск аварии на конкретном ОПО на текущий момент времени.

   Очевидно, что такая Методика может с определенной эффективностью использоваться специалистами поднадзорных предприятий, а также экспертными организациями.